В нашем обществе неистребимо бытует огромное множество суеверий и заблуждений, связанных с поминовением усопших. Они живут из поколения в поколение, но не приносят никакой пользы, и даже вредят душе усопшего. Отчасти эти обычаи нам достались по наследству от советского прошлого, отчасти — сложились из-за элементарного незнания и оторванности от храма.

Рассмотрим самые распространенные ошибки при поминовении усопших, чтобы в будущем их избегать…

«Сорокоуст? Впервые слышу…»
Первые 40 дней с момента, как человек умирает — самые важные. Усопший проходит мытарства — посмертные испытания, по окончании которых решается его загробная участь. В эти дни мы усиленно молимся за душу родного человека. Теперь, когда его уже рядом с нами нет, только молитвой мы можем ему помочь.

Хорошо, когда родственники ежедневно до 40-го дня читают Псалтирь — по одной кафизме в день, или
Акафист за единоумершего. Предстательствует за православного человека и святая Церковь. Поэтому очень важно в первые дни по кончине близкого заказать церковное поминовение — например, сорокоуст. Это сорокодневная молитва в храме. Третий, девятый и сороковой — дни особого поминовения. Если на третий день обычно отпевают, то на девятый и сороковой день нужно дополнительно заказать панихиду.

«У нас поминки, а потом — на кладбище…»
Именно такую фразу чаще всего слышат церковные работники, призывающие родственников прийти на панихиду. «Мы не можем», — говорят родные. А ведь побывать на панихиде и помолиться вместе со всей Церковью, за душу усопшего — намного важнее, чем состряпать очередное блюдо для стола. Нужно понимать приоритеты и стараться совмещать по времени: панихиду, поминки и поход на кладбище.

Поминки по старинке
К сожалению, в нашей стране сложилась порочная практика поминать усопших алкоголем. Многие считают спиртное неотъемлемым атрибутом поминального стола. Однако это в корне неверно: прием горячительных напитков на поминках противоречит христианским традициям, является грехом и оскверняет память близкого человека.

Необходимо помнить, что главной целью организации поминального обеда является не еда и питье, а совместная молитва за усопшего. Спиртное же только вредит душе родного человека. Бывает так, что усопший при жизни и сам увлекался «горячительным», так его еще и поминают спиртным, добавляя к его участи новую тяжесть.

На поминках можно прочитать литию, совершаемую мирянином, 17 кафизму из Псалтири и другие молитвы об упокоении. Не надо православного человека поминать словами: «Пусть земля ему будет пухом…»(К сожалению, мы говорим недопустимые вещи с точки зрения христианства, одно из таких пожеланий: "земля ему пусть будет пухом".Мало кто задумывается откуда это высказывание произошло. А это высказывание пошло из Древнего Рима. В те времена господствовало язычество и подобные выражения служили, как проклятие врагу. У нас осталась только часть этого высказывания, но если его прочитать дословно, то скорее всего своим сродникам мы такого бы никогда не пожелали: "Пусть земля тебе будет пухом и мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости".), лучше прочитать короткую молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Вещи усопшего
Много суеверий связано с вещами умершего человека. Некоторые люди боятся оставлять их у себя. Однако верование в то, что вещи усопшего несут якобы какую-то негативную «энергетику» или грехи прежнего хозяина, неверно и несовместимо с православным мировоззрением. Ничего плохого они в себе не несут, напротив, служат напоминанием о близком человеке, и значит, поводом для краткой молитвы о его упокоении. Они продлевают память о родственнике. Поэтому добротные вещи вполне можно оставить у себя дома, а то, что не пригодится вам, но в хорошем состоянии, можно раздать нуждающимся. Неверно думать, что одежду новопреставленного усопшего нельзя трогать или раздавать до 40-го дня. Наоборот, это стоит делать до 40-го дня — в числе остальных дел милосердия, совершаемых особенно усердно в память об умершем.

На могилу — венки и еда
Несмотря на повсеместность этой традиции, искусственные цветы — не лучшее украшение могилы для православного христианина. С годами состарившиеся пластмассовые букеты и венки образуют горы мусора, который потом утилизируют, нанося вред окружающей среде. Искусственные цветы на самом деле — не лучшее доказательство нашей памяти и заботы об усопшем.

У Бога все живы, и в нашей памяти все усопшие родные, близкие сердцу люди — тоже живы. Но искусственные ромашки и хризантемы никак не подчеркивают это утверждение. Будет намного лучше принести на кладбище букет из живых цветов. А можно посадить саженцы нарциссов или календулы, или любых других — непосредственно у могилки.

Не стоит приносить и оставлять еду на кладбище. Эта суеверная традиция не имеет никакого отношения христианскому поминовению. Умершие родственники уже не нуждаются ни в еде, ни в питье. А оставленная на могилках пища, привлекает птиц и бродячих животных, которые начинают бродить по кладбищу, наводя беспорядок. Нарушается благоговейное отношение к памяти умерших.

Самим стать ближе к Богу
О душах усопших родственников мы можем молиться сами дома, а также заказывать церковные молитвы. Как же еще мы можем помочь нашим родным и близким, отошедшим ко Господу? Важны дела милосердия: накормить голодающих, подать нуждающимся, можно пожертвовать какую-то сумму на храм. И, конечно, немаловажно наше собственное усилие по исправлению себя и укреплению в духовной жизни. Вообще, регулярная исповедь и причастие — это норма жизни для любого православного христианина. В дни поминовения усопших также очень хорошо будет причаститься Тела и Крови Христовых.

Например, в сорокодневный период со дня смерти родного человека или в родительскую субботу, поминая всех умерших близких. Соединение со Христом в таинстве — самая большая радость как для самого человека, так и для всех его родных, включая отошедших ко Господу.

Не забывать о главном
Иногда при поминовении мы механически следуем сложившимся традициям, совершенно забыв о причинах их возникновения. К примеру, многие знают, что со дня смерти 40 дней дома должна гореть лампада. А для чего она зажигается? Нужно понимать, что лампада важна не сама по себе, а в качестве призыва к молитве о недавно почившем родственнике. И гореть она должна не перед фотографией умершего, а перед иконой Спасителя, Которого мы молим о милости и прощении грехов преставившегося человека.
Такая же ситуация с поминками, давно превратившимися для многих в обычное застолье. А ведь целью поминального стола всегда была молитва за умершего, также вспоминали добрую жизнь усопшего. А еще была традиция приглашать к трапезе людей малоимущих и нуждающихся, чтобы их накормить и попросить помянуть в молитвах умершего.

Несмотря на обилие пустых суеверий и укоренившихся в нашем сознании ложных традиций, нам нужно учиться с христианской любовью относиться к умершим родным. Не забывать их поминать и делать это правильно, без лени, а с живой заботой и теплотой.