Грех осуждения.
Грех осуждения больше вреден самому человеку осуждающему, чем тем, кого он осуждает.
В чем вред?
Осуждая и борясь против других, человек, осуждающий и борющийся, притягивает к себе, свойственные этим людям страсти, их негатив и тьму. Добродетели осуждаемого не притянутся, а страсти его - да. Потому что в эту игру подключаются лукавые силы, а они доброго не дают, но худое.
Часто люди осуждают в других то, что есть в них самих. Об этом говорит в частности преп. Нил Синайский:
«В нас самих много такого за что осуждаем других. Будем внимать себе». (преп. Нил Синайский. Азбука Спасения, с .166)
«Никого не стоит осуждать – всегда говорила старица Сепфора (Шнякина) людям, к ней обращавшимся. Бог всем судья. Стоит прощать и миловать. Тогда и сам человек будет прощен и помилован другими и Богом».
И этим советом многих от беды спасала: переставали люди осуждать других, и много добра пришло к ним в дом и жизнь.
Об этом говорит, в частности, авва Дорофей Палестинский:
«Иногда мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает, но и презирает другого – гнушается им и отвращается от него».
"Если в тебе есть грех осуждения, то он может питаться злобой, празднословием и гордыней". Об говорит, например, преп. Иоанн Лествичник.
Стоит принести не только покаяние в самом грехе осуждения, но и глубже, в том, что его питает. Так советует преп. Иоанн Лествичник. Таким образом отсечешь не только одну страсть, но и ее корни. Это и настоящее покаяние – глубокое и существенное.
И поистине глубокие и святые слова находим в великопостной молитве святого Ефрема Сирина:
«Даруй (Господи и Владыко живота моего) видеть мне мои прегрешения и не осуждать брата моего».