В образе иконы изображены Иисус Христос и его мать – Мария — Богородица оплакивает своего сына. Икону нередко называют «Оплакивание Христа», что в переводе с итальянского – «Пьета» — так ее величают в западном искусстве. Самое известное западное творение «Пьета» создано Микеланджело.
Отличие православного образа от западного аналога лишь в том, что на Западе образ иконы позволяет нам прочувствовать всю глубину скорби Матери по Сыну.
Икону относят к категории страстных – ее выкладывали на аналой в Страстную пятницу и единожды приняла участие в Богослужении на Страстную седмицу.
Название образу взяли из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, который стал одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Данное песнопение исходит от Спасителя, утешающего Свою Святую Мать Марию – Он говорит о своем Воскресении и о том, что победит смерть.
Впервые, данный образ был изображен в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля. Тогда, в 16 веке – русские иконописцы начали использование гравюр мастеров с Запада.
Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдыл Сына Своего Единородного» (Ин. 3,16).
В иконе ясно видно сочетание Распятия Христа и Его Оплакивания матерью Марией. Обнаженное тело Иисуса частично погружено в гроб, потому что смерть не забрала Сына Богородицы. Его голова с закрытыми глазами «падает» на грудь, а руки крест-накрест сложены у пояса в знак абсолютного смирения перед лицом Жертвы. За Его спиной – крест – символ цены, которой было совершено спасение человечества.
Также, на некоторых иконах мы можем увидеть не только Богородицу, но и Иоанна Богослова и других Святых, которые оплакивают его вместе с матерью. Богородица же в иконе всегда появляется тогда, когда необходимо изобразить вочеловечивание Иисуса Христа. Поэтому, Святую Богородицу мы видим и в Рождестве, и в Сретении, и в Благовещении. Таким образом, в иконе «Не рыдай мене, Мати», Богородица представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека. И, с глубокой скорбью и состраданием Она обнимает Своего Сына.
«Не рыдай мене, Мати» имеет и другое название – «Единородный Сыне». Она появилась еще в 14 веке в балканском искусстве, а автор книги «Иконография Господа Иисуса Христа» — Припачкин И.А. считает, что данный тип появился в искусстве Византии в далеком 13 веке.