Протоиерей Сергий Баранов о правде, мире и справедливости
Духовник Иверского женского монастыря известен за пределами родного Орска: часто ездит по России, бывает в Москве, встречается с молодёжью. Его знают как автора книг, в которых на личном опыте говорится об Иисусовой молитве, терпении, переживании страданий. Сам отец Сергий много лет работал с болящими людьми. Вот некоторые его мысли.
Правда Христова
Мы постоянно пытаемся всё оценивать с точки зрения человеческой правды и справедливости – и заходим в тупик.
Мы не понимаем Христа. Мы там, внутри себя, постоянно воюем с Ним. Мы никак не уясним, что Он нам говорит не о правде как факте, а о правде как результате.
Он говорит о мире и о любви, о том, что этот результат должен быть достигнут каким угодно средством – правдой или неправдой. Иначе, если этого нет, то никакая идея нас не согреет, не утешит, не умилит, не исцелит.
Человеческая правда
Божья правда, я думаю, понимается и принимается больше не мозгами, а сердцем, интуицией. Если бы мы поняли эту Божию правду, мы бы только её и искали, мы бы возненавидели человеческую – потому что она постоянно приносит нам горе. В основе всех катаклизмов, всех революций, всех ссор – человеческая правда.
Наверное, очень редко человек сознательно творит зло. Чаще всего он думает, что отстаивает правду. Но это его правда, его понимание, его мировоззрение. И он борется за них, он даже ради этого убивает иногда!
А результат? Результат часто получается очень страшный.
Когда мы ищем справедливости, мы убегаем от Бога. Когда мы ищем человеческой правды, мы поворачиваемся к Нему спиной, и нам постоянно плохо, плохо, плохо.
Мы всеми средствами добиваемся этой человеческой правды и, казалось бы, должны быть удовлетворёнными, радостными, должны чувствовать себя победителями, а нам всё хуже, хуже, хуже… Потому что мы уходим от Бога дальше, дальше и дальше.
Начало катастрофы
Когда мы постоянно правы – это беда. Это делает нас дураками, даёт нам право осуждать и разъединяться. Если мы постоянно правы – надо серьёзно задуматься над этим, это должно вызывать тревогу.
Ведь можно убедить в своей правоте весь мир – но при этом остаться мёртвым.
Конечно, если вы всё время находитесь в человеческом мировоззрении, ваша правота должна вас удовлетворять и радовать. Но на самом деле это начало катастрофы.
Лучше не допускать даже тонкой нотки радостного тщеславия, что вы правы. Наоборот, надо взмолиться Богу и сказать: «Господи, дай мне видеть мою неправду – и не дай мне видеть мою правду! Господи, не хочу быть правым, хочу быть неправым, даже когда я прав. Хочу даже быть униженным – только бы не правым!»
Потому что правота эта часто ведёт к разделению и нелюбви.
О справедливости
Справедливость – это большая беда. Мой сын однажды сильно нахулиганил, и я его так отчихвостил! А потом не мог спать. Я его справедливо наказал, а спать не могу – сердце болит. Встал, пошёл, обнял его…
Что нам мешает мириться? Чувство справедливости. Оно, это чувство, парализует всю нашу духовную деятельность. Если ты поссорился с Богом, тебя старец с Ним примирит. А если ты поссорился со старцем, кто тебя с ним примирит?
Бывает так, что споришь с кем-то, оказываешься неправым, твоя гордость болит и бунтует. Но стоит только расслабиться и сказать: «Господи, прости, я неправ», – и тут же как в тёмной комнате свет включили: раз – и Бог вошёл. И твоя горесть превращается в радость. Потому что ты смирился. Да, ты неправый, но ты в радости. Ты оскорблённый, может, даже не за дело, – но ты в мире.
Так что бойтесь как огня правды человеческой.
[b]Многим Евангелие мешает жить[/b]
Евангелие совершенно не вписывается в рамки этого мира. Поэтому для многих оно неудобоваримо.
Другие вроде бы понимают, что Евангелие – Божие, но оно очень мешает жить.
И тогда его начинают трансформировать: брать какую-то его часть и подстраивать под своё мировоззрение. Но это уже не настоящее Евангелие. Настоящее – чуждо человеческой правде. Потому что Его правда – это мир и любовь.
Вы молитву ещё не произнесли, а Господь её уже слышит.
На расстоянии сердца
Хорошую историю рассказал однажды митрополит Антоний Сурожский. В храм, в котором он служил, приходил пожилой человек, садился и просто молча сидел часами перед Распятием. Сидел сосредоточенно, смотрел на Христа…
Однажды владыка Антоний обратился к нему: «Простите, можно я у вас спрошу? Что вы Ему говорите?» И он ответил: «А я ничего не говорю. Я смотрю на Него, Он смотрит на меня».
Так бывает между влюбленными людьми: можно ни о чём не говорить. Это когда люди приближаются друг к другу уже на расстоянии не слова, а сердца. Вот так должно быть с Богом. Вы молитву ещё не произнесли, а Господь её уже слышит.
"Отче, дай мне молитву!"
Недавно к нам в монастырь приезжали друзья из Грузии – священник с послушником. Мы в последний вечер сидим, общаемся, послушник вдруг говорит: «Отец Сергий, дай мне Иисусову молитву, чтобы она у меня была!» Я говорю: «На!»
Он через неделю звонит: «Батюшка, она у меня не прекращается. И всё время на русском языке».