Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан. Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»
Какие же приветствия приняты в современной православной церкви?
Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему»
Также приветствуем друг друга словами: «Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» .
На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем: «Вовеки слава Богу».
Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас!» – следует ответить: «И есть, и будет…»
В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» – звучит в ответ.
На Крещение: «Христос крестился!» – «В реке Иордане!»
И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!..»
Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, т.к. точно не знают как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник духовный пастырь, и для него тоже очень важно помочь своим прихожанам. Во-первых:
при встречи со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать ему руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословения: кланяются в пояс, коснувшись земли и говорят: «отец …. благословите». Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите».
При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (возможны другие благословения) и кладёт правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, целуя руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило действует при прощании со священником.
Во-вторых:
благословение уместно, а в некоторых случаях и необходимо для пользы просящего, испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.
В-третъих:
согласно церковному этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благовение к Божьему служителю, которому дано «пользоваться такой честию, какой не дал Господь и Ангелам». (Св. прав. Иоанн Кронштадтский). «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».(Мал.2.7). Если прихожанин встречает священника на улице, то также при необходимости можно испросить благословения, или наклонением головы поприветствовать церковным приветствием. У диакона благословения не испрашивают, а при необходимости обращаются «отец диакон».
В-четвёртых:
Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.
Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»…
Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея.
В монастырях не входят в чужие келий, но сначала стучат в дверь и творят в слух молитву: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас.» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших.... ). И не входят к находящемуся в келии, покуда не услышат из-за двери: «Аминь.»
В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» .
Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» .
К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» .
К патриарху – «Ваше Святейшество».